Профессиональный стандарт

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от «____» _______ 2017 г. № ____

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Специалист в области воспитания»

Должность: воспитатель, старший воспитатель

Обобщенная трудовая функция. Воспитательная работа с группой обучающихся

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы.

При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю деятельности.

Требования к опыту практической работы

Для старшего воспитателя стаж работы по специальности не менее двух лет

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Трудовые функции

  1. Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
  • Трудовые действия

Изучение личностных особенностей склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся

Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся

Приобщение обучающихся и других субъектов воспитания к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности

Взаимодействие с семьей и другими институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся

Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся

Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности

  • Необходимые умения

Выявлять интересы, потребности, особенности обучающихся и их взаимоотношений, причины конфликтных ситуаций в группе

Изучать особенности среды жизнедеятельности обучающихся в образовательной организации, в семье и по месту жительства

Разрабатывать план воспитательной деятельности с группой обучающихся с учетом их особенностей интересов, потребностей

Планировать различные виды деятельности группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно- нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и других актуальных направлений воспитания

Мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в рамках программы совместной деятельности

Осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности

Осуществлять консультативную поддержку обучающихся в организации досуговой деятельности с учетом их возрастных особенностей

Планировать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся и формирования на его базе общественных объединений

Выявлять воспитательный потенциал институтов социализации и осуществлять совместное проектирование воспитательной деятельности с группой обучающихся

Организовывать участие группы обучающихся в социально и личностно значимой деятельности других институтов социализации

Изучать воспитательный потенциал семьи, выявлять актуальные проблемы, социальные риски семейного воспитания

Обеспечивать участие семьи в проектировании воспитательного процесса в группе обучающихся

Осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении

Разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении образовательных программ

  • Необходимые знания

Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся

Локальные акты образовательной организации в области воспитания, программы воспитания, реализуемые образовательной организацией

Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе

Особенности развития конфликтных ситуаций в группе

Методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье

Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся

Примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданско- патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания

Теоретические и методические подходы к организации досуговой деятельности обучающихся

Способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся

Особенности воспитательного потенциала институтов социализации

Подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся

Способы обеспечения занятости обучающихся во внеучебное время

Методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания

Способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся

Механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ

  1. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности группы обучающихся с целью их позитивной социализации
  • Трудовые действия

Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося

Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития

Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях

Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности

Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства

Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении

  • Необходимые умения

Применять педагогические методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации

Обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей

Оказывать консультативную помощь обучающимся в самоопределении, выборе сферы будущей профессиональной деятельности

Реализовывать меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, позитивного общения

Применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми

Проводить творческие мероприятия, экскурсии, обеспечивающие формирование у обучающихся социальной компетентности

Организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания

Организовывать досуговую занятость обучающихся

Проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями получения дополнительного образования в образовательных организациях и по месту жительства

Применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности

Оказывать консультативную помощь обучающимся в проектировании своего будущего, выборе будущей профессиональной деятельности

Осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления в группе обучающихся

Осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных объединений обучающихся

Применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики воспитательного процесса в группе обучающихся

Реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки

  • Необходимые знания

Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации

Приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и программах воспитания

Возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательного процесса с группами обучающихся разного возраста

Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации

Технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности

Формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания

Методика проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности

Методические основы организации досуговой деятельности обучающихся

Формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга

Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии

Технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений

Технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательного процесса в группе обучающихся

Приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки

  1. Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
  • Трудовые действия

Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов и других субъектов воспитания с группой обучающихся

Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся

Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся

Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив

Взаимодействие с родителями обучающихся, проведение консультативной помощи родителям

  • Необходимые умения

Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта, анализировать их и применять на практике

Осуществлять отбор актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся

Координировать действия педагогов с группой обучающихся

Осуществлять информационно-методическую поддержку деятельности педагогов с группой обучающихся в рамках программ воспитания

Разрабатывать методические материалы для развития самоуправления в группе обучающихся, реализации их социальных инициатив

Применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

Применять технологии организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции

Разрабатывать сценарии, программы, положения для творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся

Осуществлять взаимодействие с родителями обучающихся, привлекать их к участию в реализации программ воспитания

Проводить родительские собрания с целью повышения эффективности воспитательного процесса в группе обучающихся

Оказывать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания обучающихся

  • Необходимые знания

Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике

Нормативно-методические документы, источники методической литературы и подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся

Организационно-управленческие технологии координации действий педагогов с группой обучающихся

Подходы к методическому обеспечению деятельности органов самоуправления в группе обучающихся

Технологии педагогического сопровождения реализации социальных инициатив обучающихся

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения

Методики организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции

Подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся

Методические основы взаимодействие с родителями обучающихся

Способы организации участия родителей (законных представителей) в воспитательной деятельности образовательной организации

Формы и методы проведения родительских собраний

Формы и методы консультативной помощи родителям по вопросам воспитания обучающихся.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.