Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от «____» _______ 2017 г. № ____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Специалист в области воспитания»
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Обобщенная трудовая функция. Воспитательная работа с группой обучающихся
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы.
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю деятельности.
Требования к опыту практической работы
Для старшего воспитателя стаж работы по специальности не менее двух лет
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Трудовые функции
- Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
- Трудовые действия
Изучение личностных особенностей склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся
Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся
Приобщение обучающихся и других субъектов воспитания к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности
Взаимодействие с семьей и другими институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся
Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся
Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности
- Необходимые умения
Выявлять интересы, потребности, особенности обучающихся и их взаимоотношений, причины конфликтных ситуаций в группе
Изучать особенности среды жизнедеятельности обучающихся в образовательной организации, в семье и по месту жительства
Разрабатывать план воспитательной деятельности с группой обучающихся с учетом их особенностей интересов, потребностей
Планировать различные виды деятельности группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно- нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и других актуальных направлений воспитания
Мотивировать обучающихся к проектированию индивидуального маршрута в рамках программы совместной деятельности
Осуществлять педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности
Осуществлять консультативную поддержку обучающихся в организации досуговой деятельности с учетом их возрастных особенностей
Планировать меры по развитию самоуправления в группе обучающихся и формирования на его базе общественных объединений
Выявлять воспитательный потенциал институтов социализации и осуществлять совместное проектирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
Организовывать участие группы обучающихся в социально и личностно значимой деятельности других институтов социализации
Изучать воспитательный потенциал семьи, выявлять актуальные проблемы, социальные риски семейного воспитания
Обеспечивать участие семьи в проектировании воспитательного процесса в группе обучающихся
Осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении
Разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении образовательных программ
- Необходимые знания
Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся
Локальные акты образовательной организации в области воспитания, программы воспитания, реализуемые образовательной организацией
Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе
Особенности развития конфликтных ситуаций в группе
Методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье
Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся
Примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданско- патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
Теоретические и методические подходы к организации досуговой деятельности обучающихся
Способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся
Особенности воспитательного потенциала институтов социализации
Подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся
Способы обеспечения занятости обучающихся во внеучебное время
Методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания
Способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся
Механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ
- Педагогическое обеспечение жизнедеятельности группы обучающихся с целью их позитивной социализации
- Трудовые действия
Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося
Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития
Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях
Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности
Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства
Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении
- Необходимые умения
Применять педагогические методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации
Обеспечивать формирование пространства самореализации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей
Оказывать консультативную помощь обучающимся в самоопределении, выборе сферы будущей профессиональной деятельности
Реализовывать меры по формированию в образовательной организации благоприятного психологического климата, позитивного общения
Применять технологии развития ценностно-смысловой сферы личности, опыта нравственных отношений, представлений об эталонах взаимодействия с людьми
Проводить творческие мероприятия, экскурсии, обеспечивающие формирование у обучающихся социальной компетентности
Организовывать деятельность группы и микрогрупп обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
Организовывать досуговую занятость обучающихся
Проводить мероприятия по ознакомлению обучающихся с возможностями получения дополнительного образования в образовательных организациях и по месту жительства
Применять методы, приемы, способы мотивации обучающихся к саморазвитию и самореализации в досуговой деятельности
Оказывать консультативную помощь обучающимся в проектировании своего будущего, выборе будущей профессиональной деятельности
Осуществлять педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления в группе обучающихся
Осуществлять педагогическую поддержку деятельности общественных объединений обучающихся
Применять технологии педагогической диагностики для анализа динамики воспитательного процесса в группе обучающихся
Реализовывать педагогические методы организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки
- Необходимые знания
Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации
Приоритеты воспитания, отраженные в законодательных актах, государственных стратегиях и программах воспитания
Возрастные особенности обучающихся и особенности организации воспитательного процесса с группами обучающихся разного возраста
Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации
Технологии педагогической поддержки обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в коллективной деятельности
Формы и методы организации различных видов социально значимой развивающей деятельности группы и микрогрупп обучающихся в рамках гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
Методика проведения творческих мероприятий, экскурсий, обеспечивающих формирование у обучающихся социальной компетентности
Методические основы организации досуговой деятельности обучающихся
Формы и методы ознакомления обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга
Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии
Технологии развития самоуправления в группе обучающихся и деятельности общественных объединений
Технологии педагогической диагностики, подходы к анализу динамики воспитательного процесса в группе обучающихся
Приемы, методики организации оценочной деятельности обучающихся, формирования у них навыков самооценки
- Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
- Трудовые действия
Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов и других субъектов воспитания с группой обучающихся
Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся
Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся
Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив
Взаимодействие с родителями обучающихся, проведение консультативной помощи родителям
- Необходимые умения
Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта, анализировать их и применять на практике
Осуществлять отбор актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся
Координировать действия педагогов с группой обучающихся
Осуществлять информационно-методическую поддержку деятельности педагогов с группой обучающихся в рамках программ воспитания
Разрабатывать методические материалы для развития самоуправления в группе обучающихся, реализации их социальных инициатив
Применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Применять технологии организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции
Разрабатывать сценарии, программы, положения для творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся
Осуществлять взаимодействие с родителями обучающихся, привлекать их к участию в реализации программ воспитания
Проводить родительские собрания с целью повышения эффективности воспитательного процесса в группе обучающихся
Оказывать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания обучающихся
- Необходимые знания
Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике
Нормативно-методические документы, источники методической литературы и подходы к отбору актуальных методических материалов для воспитательной деятельности с группой обучающихся
Организационно-управленческие технологии координации действий педагогов с группой обучающихся
Подходы к методическому обеспечению деятельности органов самоуправления в группе обучающихся
Технологии педагогического сопровождения реализации социальных инициатив обучающихся
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Методики организаторской деятельности, коллективной творческой деятельности, социально-педагогической коррекции
Подходы к методическому обеспечению творческих мероприятий, экскурсий, конкурсов, праздников в группе обучающихся
Методические основы взаимодействие с родителями обучающихся
Способы организации участия родителей (законных представителей) в воспитательной деятельности образовательной организации
Формы и методы проведения родительских собраний
Формы и методы консультативной помощи родителям по вопросам воспитания обучающихся.