По определению, автопортрет — это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.
Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:
- изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
- изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;
- изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
- автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
- сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т д.;
- исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;
- изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.
Интерпретация.
Тест «Автопортрет» , который предлагает нарисовать себя одного или с членами семьи, Друзьями. Трактовка элементов, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.
- Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
- Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
- Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
- Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
- Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опушенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
- Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы.
Прихожан А.М.
Закончите напечатанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется вам трудным и вы не можете сразу придумать к нему окончание, поставьте перед ним галочку и вернитесь к нему в конце работы.
- Будущее кажется мне_________________________________________________________________
- Иногда мне кажется, что я_____________________________________________________________
- Когда я сравниваю себя с другими______________________________________________________
- Боюсь, что__________________________________________________________________________
- Очень не хочу чтобы_________________________________________________________________
- Больше всего мне мешает_____________________________________________________________
- Если бы было можно_________________________________________________________________
- Обычно я___________________________________________________________________________
- Меня охватывает сильная тревога_______________________________________________________
- Предстоящие трудности_______________________________________________________________
- Со мной_____________________________________________________________________________
- Мне не хватает_______________________________________________________________________
- Я волнуюсь, когда____________________________________________________________________
- Я был бы доволен, если_______________________________________________________________
- Я не редко ловлю себя на том__________________________________________________________
- Я почти никогда_____________________________________________________________________
- Когда мне не везет___________________________________________________________________
- Мне очень трудно____________________________________________________________________
- Хотелось бы перестать бояться________________________________________________________
- Я не могу___________________________________________________________________________
- Возможные неудачи__________________________________________________________________
- Мои желания и мечты________________________________________________________________
- Часто я не замечаю__________________________________________________________________
- Когда мне приходится ждать___________________________________________________________
- Я сильно беспокоюсь_________________________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________возраст ___________отряд_______
Обработка результатов
Пять предложений – 4,9,13,19,25-направлены на выявление объектов, областей действий, вызывающих тревогу. Они не оцениваются количественно.
Пропуск не менее трех из этих предложений или галочка перед ними – это показатель аффективной значимости, особой напряженности в этой сфере. Это говорит о существенном эмоциональном неблагополучии, о непродуктивных попытках преодолеть тревогу через ее отрицание.
Остальные предложения оцениваются по трех бальной шкале с использованием оценок: 2 1 0.
Максимальное дается за предложение, указывающее на выраженную тревожность.
Минимальное за ее отсутствие. Балл 25 (девушки) и22 (юноши) – говорит о сильной тревожности.
Менее 5 (девушки) и 2 (юноши) — защитная реакция, закрытость для опыта.
Примеры оценки предложений.
- Будущее кажется мне — черной дырой – 2
- грустным, туманным-1
- радостным, светлым, неясным-0
- Иногда мне кажется, что я… — совсем ни на что не гожусь –2
- маленький и слабый, делаю много ошибок – 1
- способен на многое, могу много сделать в жизни, не хуже и не лучше других –0.
11.Со мной…- всегда много бед, очень скучно разговаривать-2
- иногда трудно иметь дело, случалось мало интересного-1
- часто бывают забавные приключения, всегда мои друзья –0.
24.Когда мне приходится ждать… — очень нервничаю, не нахожу себе места- 2
- мне неприятно, хочется, чтобы это скорее
кончилось – 1
- я стараюсь, чтобы время не пропало в пустую, придумываю себе дело –0.
составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»
Цель: выявление коммуникативных склонностей детей.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Принимаете ли Вы участие в отрядной работе?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
- низкий уровень — 0,1-0,45;
- ниже среднего — 0,46-0,55;
- средний уровень — 0,56-0,65;
- выше среднего — 0,66-0,75;
- высокий уровень — 0,76-1.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.