Методики

Методика АВТОПОРТРЕТ

По определению, автопортрет — это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

  • изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
  • изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;
  • изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
  • автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
  • сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т д.;
  • исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;
  • изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация.

Тест «Автопортрет» , который предлагает нарисовать себя одного или с членами семьи, Друзьями. Трактовка элементов, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

  • Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
  • Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
  • Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
  • Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
  • Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опушенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
  • Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы.
[свернуть]
Методика НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Прихожан А.М.

Закончите напечатанные ниже предложения. Делайте это как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется вам трудным и вы не можете сразу придумать к нему окончание, поставьте перед ним галочку и вернитесь к нему в конце работы.

  1. Будущее кажется мне_________________________________________________________________
  1. Иногда мне кажется, что я_____________________________________________________________
  1. Когда я сравниваю себя с другими______________________________________________________
  1. Боюсь, что__________________________________________________________________________
  1. Очень не хочу чтобы_________________________________________________________________
  1. Больше всего мне мешает_____________________________________________________________
  1. Если бы было можно_________________________________________________________________
  1. Обычно я___________________________________________________________________________
  1. Меня охватывает сильная тревога_______________________________________________________
  1. Предстоящие трудности_______________________________________________________________
  1. Со мной_____________________________________________________________________________
  1. Мне не хватает_______________________________________________________________________
  1. Я волнуюсь, когда____________________________________________________________________
  1. Я был бы доволен, если_______________________________________________________________
  1. Я не редко ловлю себя на том__________________________________________________________
  1. Я почти никогда_____________________________________________________________________
  1. Когда мне не везет___________________________________________________________________
  1. Мне очень трудно____________________________________________________________________
  1. Хотелось бы перестать бояться________________________________________________________
  1. Я не могу___________________________________________________________________________
  1. Возможные неудачи__________________________________________________________________
  1. Мои желания и мечты________________________________________________________________
  1. Часто я не замечаю__________________________________________________________________
  1. Когда мне приходится ждать___________________________________________________________
  1. Я сильно беспокоюсь_________________________________________________________________

Фамилия, имя ____________________________________________возраст ___________отряд_______

Обработка результатов

Пять предложений – 4,9,13,19,25-направлены на выявление объектов, областей действий, вызывающих тревогу. Они не оцениваются количественно.

Пропуск не менее трех из этих предложений или галочка перед ними – это показатель аффективной значимости, особой напряженности в этой сфере. Это говорит о существенном эмоциональном неблагополучии, о непродуктивных попытках преодолеть тревогу через ее отрицание.

Остальные предложения оцениваются по трех бальной шкале с использованием оценок: 2 1 0.

Максимальное дается за предложение, указывающее на выраженную тревожность.

Минимальное за ее отсутствие. Балл 25 (девушки) и22 (юноши) – говорит о сильной тревожности.

Менее 5 (девушки) и 2  (юноши) — защитная реакция, закрытость для опыта.

Примеры оценки предложений.

  1. Будущее кажется мне       —  черной дырой – 2
  • грустным, туманным-1
  • радостным, светлым, неясным-0
  1. Иногда мне кажется, что я… — совсем ни на что не гожусь –2
  • маленький и слабый, делаю много ошибок – 1
  • способен на многое, могу много сделать в жизни, не хуже и не лучше других –0.

11.Со мной…-  всегда много бед, очень скучно разговаривать-2

  • иногда трудно иметь дело, случалось мало интересного-1
  • часто бывают забавные приключения, всегда мои друзья –0.

24.Когда мне приходится ждать… — очень нервничаю, не нахожу себе места- 2

  • мне неприятно, хочется, чтобы это скорее

кончилось – 1

  • я стараюсь, чтобы время не пропало в пустую, придумываю себе дело –0.
[свернуть]
Методика выявления коммуникативных склонностей

составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой  «Справочная книга школьного психолога»

Цель: выявление коммуникативных склонностей детей.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая ин­струкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на воп­рос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

  1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ва­ших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
  5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи дей­ствовали в соответствии с Вашим мнением?
  8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?
  9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?
  10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
  15. Принимаете ли Вы участие в отрядной работе?
  16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мне­ние или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?
  19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  • низкий уровень — 0,1-0,45;
  • ниже среднего — 0,46-0,55;
  • средний уровень — 0,56-0,65;
  • выше среднего — 0,66-0,75;
  • высокий уровень — 0,76-1.
[свернуть]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.