Орнаментальная точечная роспись медальона

 

 Тема

«Орнаментальная точечная роспись медальона» по разделу: «Лепка из соленого теста»

 Целевая аудитория: дети ребячьего лагеря «Новое поколение» 15-14 отряды. От 9 до 13 лет.

Педагог-организатор: Бизяева Елена Сергеевна

Время занятия: 1,5 часа+1,5 часа.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с историй соленого теста.

 

  1. Приобрести навыки лепки из соленого теста, включая его приготовление, сушку готовых изделий.

 

  1. Познакомить с некоторыми интересными приемами, используя подручные материалы и предметы.

 

  1. Изучить технику точечной росписи на изделиях из соленого теста.

 

  1. Научить самостоятельно выбирать колорит росписи для медальона в зависимости от основного тона.

 

  1. Совершенствовать умения в создании композиции, гармоничного размещения деталей на круглой форме (круглый медальон).

 

  1. Научить детей расслабляться, используя игровые моменты.

 

  1. Закрепить теоретические знания курса.

 

  1. Создать психологически-комфортную обстановку на занятиях.

 

Тип занятий: комбинированный.

Методы обучения: беседа и практикум с применением игровой и коллективной технологий.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оборудование и материалы:

  1. ноутбук для демонстрации видеоряда;
  2. литература с иллюстрациями орнаментов;
  3. расписанные медальоны из соленого теста в такой же технике, выполненные детьми;
  4. соленое тесто;
  5. контуры по стеклу и керамике «Decola»;
  6. палитра;
  7. кисти;
  8. банки с водой;
  9. тряпка;
  10. клеенка;
  11. акриловый грунт.
  12. бумага для эскизов.

Методические приемы

  1. Практическая работа (покрытие формы медальона из соленого теста акриловым грунтом, роспись точечной техникой контурами, детализация изделия кистью, покрытие лаком, подбор подвести для медальона).
  2. Коллективное разгадывание кроссворда — проверка теоретических знаний.

План занятий

  1. Организационный момент (преподаватель встречает детей, дает им задание).
  2. Основная часть.
  • Знакомство с историей такого материала, как соленое тесто.
  • Изучение нового материала: рассказ детей об орнаментах и их разновидностях, где дети раньше видели подобные изображения в быту, на улице (архитектура).
  • Практическая работа (разбивается на два этапа). Первый час — работа с формой медальона (грунтовка), следующие полчаса — изготовление эскиза орнамента для росписи.

На следующий день первый час — роспись медальона точечной росписью, следующие полчаса – покрытие лаком.

  1. Заключительная часть.
  • Значение коллективной работы. Кроссворд.
  • Экспрессвыставка.
  • Уборка рабочих мест.
  • Прощание с участниками урока.

Ход занятия. 1. Организационный момент.

Педагог встречает детей в классе:

— Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы знакомимся с разделом лепка из соленого теста по теме:

«Орнаментальная точечная роспись медальона».

— Наверное, вам будет интересно узнать историю возникновения лепки из такого интересного материала, как соленое тесто:

История возникновения лепки из соленого теста.

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.

Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме.

Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны, поэтому стали добавлять соль в большом количестве. История не сохранила имени того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделие.

Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами.

В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку.

Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.

В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.

Цель нашего занятия – создать свой авторский сувенир-медальон, применив орнаментальную точечную роспись.

  1. Основная часть.

Педагог: На нашем занятии мы с вами покроем акриловым грунтом заготовки-медальоны из соленого теста, а после высыхания изделия – распишем точечной росписью.

Перед практической работой любой из вас попробует рассказать об орнаментах, какие орнаменты вы знаете и где их встречали (в быту, в архитектуре).

Ребята, подготовьтесь, пожалуйста.

Ученик 1: Я видел орнаменты на тарелках дома, в них были растительные элементы!

Ученик 2: Я видела восточные орнаменты на стенах мечении в Казани.

Ученик 3У меня на платке есть черно-белый орнамент!

Педагог продолжает:

Спасибо вам, ребята.

А теперь мы начнем с вами воплощать наши идеи и фантазии в реальность.

После того, как  акриловый грунт высохнет на всей поверхности медальона, приступаем к работе над эскизами орнамента для росписи. Используем для создания эскизов, подготовленные образцы орнаментов и готовые изделия для вдохновения, в качестве примера. Эскизы рисуем простым карандашом на белой бумаге. На этом первая часть нашего занятия окончена. Завтра мы продолжаем нашу работу, теперь, ребята, уберите свои рабочие места.

Вторая часть занятия продолжается. Сегодня мы начнем переносить орнамент с эскиза на медальон. После, берем контуры по стеклу и керамике и начинаем выполнять орнаментальную точечную технику на медальоне. Время для групповой игры. Сейчас мы будем все вместе разгадывать кроссворд, я проверю, кто из вас хорошо слушал теоретическую часть нашего урока.

Завершающая часть —  покрытие изделия акриловым лаком. Подбираем нити (подвести) для медальонов, ленты должны хорошо сочетаться с цветовой палитрой медальонов. Урок завершен, спасибо за проделанную работу, а наше изделие будет сохнуть ещё несколько часов.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.