Логика развития лагерной смены

Для неспециалиста лагерная смена кажется простой по своей структуре. Тем не менее, это достаточно структурированное образование, имеющее свою логику развития. В самом общем виде лагерную смену можно разбить на три неравных по продолжительности периода:

организационный (3-4 дня),

основной (12-16 дней),

заключительный (2-3 дня).

Но парадоксальность лагерной смены заключается в том, что она не  ограничивается временными рамками самой смены, а выходит за её пределы. До лагерной смены есть так называемый подготовительный этап, а после её проведения – этап «после смены» (или этап последействия).

Логика же развития каждой лагерной смены, как правило, вытекает из вышеприведенной временной закономерности, т.к. каждый этап смены имеет свои задачи.

Развитие лагерной смены идет по принципу «от простого к сложному». То есть на начальном этапе смены с детьми проводятся достаточно простые игры, мероприятия, инициаторами которых, как правило, являются вожатые. К детям предъявляются элементарные педагогические требования. По мере развития смены и временного детского коллектива задачи усложняются: к организации и проведению дел привлекается актив отряда, сами же дела носят более сложный в организационном, смысловом и нравственном плане характер. На этом этапе детскому коллективу может быть доверено подготовка и проведение какого-либо общелагерного дела или его отдельного блока. Идеалом же развития, своеобразным «пиком» смены является состояние, когда детский коллектив может предъявлять требования сам к себе, планировать и решать задачи собственного развития.

Вернемся же к этапам развития лагерной смены и попробуем рассмотреть задачи и содержание каждого этапа смены.

0) Подготовительный период

Подготовительный период

Продолжительность от нескольких месяцев до нескольких дней. Основные задачи этапа:

— формирование и обучение педагогического состава;

— знакомство сотрудников друг с другом, администрацией и лагерем;

— выработка концепции и плана лагерной смены;

— подготовка лагеря к приему детей;

— распределение сотрудников по должностям.

На этом этапе происходит формирование педагогической команды, составление плана смены, подготовка лагеря к приему детей. Сам же педагогический состав проходит обучение. Причем оно подразумевает как получение начальных знаний (для вожатых-новичков), так и углубленную подготовку (для уже работавших членов команды, методистов). В последнее время все больше лагерей проводят так называемые школы вожатых и инструктивные сборы для своих сотрудников.

Внимание! Помните, что уголовную ответственность за жизнь и здоровье ребенка несёт в первую очередь вожатый.

Согласно УК РФ, чп, произошедшее с ребенком может стоить вам в лучшем случае — солидного штрафа, в худшем — лишения свободы сроком до 5 лет. (ст.125, ст.293, ст.109).
Вожатый обязан оказывать только первую помощь, поэтому дальнейшее лечение следует предоставить врачам лагеря (это их обязанность), а не заниматься самолечением — диплома врача у вас наверняка нет, а без него — попадаете под статью.
Вопрос об особенностях здоровья ребенка необходимо задать родителям на приеме, т.к. в медкарте этой информации скорее всего не будет (с некоторыми болезнями в лагерь нельзя, а ребенка на лето куда-то отдать надо … ). Часто родители дают ребенку с собой в лагерь какие-то лекарства, которые он должен принимать. В первый же день вам необходимо изъять все лекарства у всех детей. Пусть лучше приходят 3 раза в день в вожатскую после еды, чтобы заглотить какой-нибудь маалокс, чем съедят его тройную дозу без вашего присмотра, или еще — хуже перепутают с чьим-то другим лекарством.
Кстати, тоже самое касается всякого рода репеллентов и мазей от укусов и после них. Во-первых, перед выходом в лес не трудно раздать всем их репелленты и собрать, когда они намажутся. Зато вы точно будете знать что с едой они их не смешают, руки после намазывания помоют, и на ночь не намажутся.

Если ребенок получил травму или стал плохо себя чувствовать — одного вожатого вполне хватит, чтобы разобраться в ситуации, остальные должны в это время продолжать следить за отрядом, иначе, оставшись без присмотра, травм в отряде может увеличиться.

Хорошо подумаем, что необходимо для работы

Конечно, кое — что,  для работы вы получите в лагере. Но, что бы, вам не выдали, всегда не хватает. А отсутствие необходимых вещей мешает работать с детьми.

Поэтому соберите себе небольшой багаж.

Прежде всего – одежда. Продумайте, в чем вы будете ходить каждый день, на мероприятии, в поход, заниматься спортом, ходить загорать и т.д. Не забудьте об одежде на случай холодной, дождливой погоды и жары, зонтик.

Ещё нужно взять с собой: блокнот, (небольшой, удобный для постоянного пользования), авторучку, карандаш, любые канцелярские товары, старые газеты, журналы, открытки, клейкую ленту, скотч.

Личную методическую библиотеку с учетом программы, по которой работает смена, конспекты методических рекомендаций, подсобный методический материал, две-три художественные книги (особенно приключенческие), рассчитанные на возраст, с которым будете работать.

Нитки, иголки, лезвия, ножницы, нож, веревка, булавки и т.д.

Про запас иметь:

— 10 рассказов, которые можешь рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);

— 10 биографий людей, интересных детям (музыканты, ученые, полководцы, педагоги, рабочие, путешественники, поэты, писатели и т.д.);

— 20 игр на каждый день (познавательные, музыкальные, подвижные, сюрпризные, прикольные, игры-тесты, туристические и т.д.);

—   10 аттракционов и забав (для дискотеки, вечера отдыха, «огонька»);

—   10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурса эрудитов, викторины и т.д.);

— 10 песен для костра и вечернего круга (если не умеешь петь, постарайся найти фонограмму);

— 5-10 аудиокассет для отрядных мероприятий, небольшой магнитофон (по возможности)

— 5-10 статей интересных для обсуждения.

Не забудьте средство от комаров, особенно, если работаете вначале лета.

Купальные принадлежности, туалетные принадлежности, кепка, панама или бейсболка, музыкальное сопровождение

[свернуть]
1) Организационный период

Организационный период

В зависимости от продолжительности лагерной смены и графика заезда детей в лагерь, проходит 2-4 дня.

Для ребенка организационный период это период адаптации к изменившимся условиям своей жизни: новое место, новый коллектив, новые взрослые и сверстники, новая деятельность и т.д. Для вновь созданной детской группы, организационный период – основной этап формирования и раз­вития временного детского коллектива. Его важнейшая воспитательная задача заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки ор­ганизовать детский коллектив, в котором возможна ин­тересная деятельность, реализующая задачи летнего оздоровительного пе­риода, опирающаяся на опыт, возможности и традиции данного ла­геря.

Основные задачи:

— прием детей в лагерь, распределение их по отрядам (как правило, по возрастному критерию);

— знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками;

— коллективное планирование лагерной смены, введение детей в   тематику смены;

— выявление и выборы актива детского коллектива;

— начало работы по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива.

Основные моменты:

  1. Регистрация.

В назначенный день и час, в заранее определенном месте происходит прием детей для их отправки в лагерь — регистрация.

Нередко попадаются два-три ребенка разного возраста, но желающие попасть в один отряд. Если для проведения программы лагеря это не имеет большого значения, то близких по возрасту детей можно разместить в желаемом отряде. Если же разница в возрасте составляет более двух лет, то нетрудно догадаться, что кто-то из этих детей окажется «пострадавшим». Если старшего распределить в младший отряд, ему будет неинтересно в нем; если же младшего записать в старший отряд, то он иногда даже не будет понимать, что от него требует вожатый и что вообще происходит в отряде.

  1. Адаптация детей.

Именно в этот период закладываются основы отношений не только между детьми, но между детьми и педагогами (вожатыми).

По отношению к оргпериоду существует пед. поверье: Как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена». Если в первые 2-4 дня дети не привыкнут выбегать на зарядку, снимать обувь, укладываться на тихий час и после отбоя, культурно принимать пищу в столовой, заправлять кровать – они не будут этого делать никогда.

Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот

Не дать уехать домой, находить как можно больше дел для него, защищать от нападок детей!

Создание благоприятного психологического климата детского коллектива. С первых же минут взаимодействия педагога с детьми, необходимо осуществлять данную задачу. Как правило, внутри временного детского коллектива её решение лежит в нескольких плоскостях общения:

— общение между вожатыми и детьми;

— общение вожатых друг с другом;

— общение между мальчиками и девочками;

— общение между мальчиками;

— общение между девочками.

Для начала необходимо определиться в том, как к вам будут обращаться дети, ведь в разных лагерях существуют различные традиции такого обращения. Какую бы форму вы не выбрали, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности. Доброжелательность и открытость в общении – это совершенно нормальные явления в общении с детьми (и не только с детьми, и не только в лагере). Договоритесь с ребятами о взаимной доброжелательности. Это залог добрых отношений. Но не забудьте рассказать вашим воспитанникам о системе требований к ним с вашей стороны. Естественно, что эти требования должны быть едиными со стороны всех напарников.

Достаточно деликатный вопрос, который может принести много неприятных моментов (особенно в младших и средних отрядах) – отношения между мальчиками и девочками. Это общение может вылиться в ряд проблем, если не проводить систематическую, целенаправленную работу по созданию добрых отношений между мальчишками и девчонками. Таковы психологические особенности возраста взросления. Именно поэтому, разговаривать с детьми об уважительном отношении друг к другу просто необходимо. Ещё более необходимо учить их тонкостям и правилам общения между собой. На наш взгляд, инициатива в добрых отношениях должна исходить от мальчиков (понятно, что инициировать такие разговоры и само отношение должен вожатый).

Не нужно надеяться, что возникшие разногласия между детьми, конфликты улягутся сами собой. Они скорее всего могут, в лучшем случае, затихнуть. В худшем же случае, в круг разногласий и конфликта будут втягиваться все новые и новые дети. А такая ситуация уже сама по себе – катастрофа (если только этот конфликт не входит в ваши планы и не организован вами специально для решения каких-либо воспитательных задач). Именно поэтому не пропускайте между ушей ни одно грубое высказывание по отношению к любому члену вашего коллектива. Не оставляйте без внимания любой случай хамства, равнодушия, скабрезности и других негативных явлений, мешающих вам выполнять одну из основных ваших воспитательных задач.

  1. Основные действия вожатых.

Наша главная задача – помочь ребенку почувствовать себя комфортно:

Для этого:

  • Как можно скорей познакомить детей друг с другом (тренинги, игры на знакомство и сплочение коллектива)

       Знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками. Это, так называемый «второй план» всего оргпериода. Очень важно быстро познакомить детей друг с другом. Знакомство необходимо начинать с вожатых. Добавить хочется только лишь то, что в этом вам помогут бейджики, специально сделанные для каждого ребенка (лучше, если они будут сделаны руками самих ребят). Еще необходимо как можно чаще создавать ситуации знакомства и при любом удобном случае спрашивать имя ребенка или объявлять ребятам имя выступающего, берущего слово и т.д. В этом случае происходит более быстрое знакомство.

Знакомство же детей с лагерем происходит, как правило, на экскурсии по лагерю, которую может провести как сам вожатый (если хорошо знает территорию), так и «дети-старички» (во избежание «дедовщины» и направления их статусной позиции в рациональное русло), уже бывавшие в этом лагере. Экскурсию можно провести как в шуточной форме, так и в серьезной.

ТАЙНАЯ РАЗВЕДКА

Отряд делится на 2 и более групп получает письмо с заданием (список вопросов на знакомство с территорией) от штаба разведки. Ребятам – тайным разведчикам, необходимо узнать требуемую информацию за короткий срок и принести ее в штаб.

Текст письма и список возможных вопросов:

  Уважаемые разведчики! На сбор нижеперечисленных стратегических данных вам дается ровно 30 минут. Опоздание более чем на 5 минут будет расцениваться как невыполнение особо секретного задания.

Список вопросов интересующих штаб.

  1. Сколько ворот в республике?
  2. Какое любимое животное у командора первого отряда Димаса?
  3. Любимая музыкальная композиция у руководителя информационным пространством Паши?
  4. Номер машины директора лагеря?
  5. Сколько окон в южном, западном и восточном корпусах?
  6. Сколько шагов от актового зала до столовой?
  7. Сколько в связке ключей у заместителя по хозяйственной части Надежды Васильевны?
  8. Размер обуви у инструктора по спорту Ивана?
  9. Какие учебные заведения заканчивала организатор досуга Елена?
  10. Узнать часы работы медицинского корпуса?

После игры «Тайная разведка» командор отправляется вместе с городом – отрядом на экскурсию по территории.

Знакомство детей с сотрудниками лагеря происходит либо во время экскурсии (тогда об этом с сотрудниками необходимо договориться заранее), либо же на общелагерном сборе знакомства, где происходит знакомство с администрацией, службами и отдельными сотрудниками (повара, врачи, технические работники, администраторы и др.).

  • Приучить детей к распорядку дня, для чего требуется предъявлять единые педагогические требования.

Поддержание  дисциплины в  отряде.

  1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.
  2. Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
  3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.
  4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.
  5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.
  6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.
  • познакомить с основными законами лагеря

Одним из важных средств  формирования положительной психологической обстановки в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения командоров и ребят, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувства ответственности.

Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо чтобы ребята поняли их необходимость и значимость.

Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них  передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности, бывают продиктованы сюжетом смены. Но основополагающие законы  республики остаются неизменными.

  1. Закон Закона

Это правило неукоснительного соблюдения всех законов, действующих в лагере. Помни, законы существуют для того, чтобы их выполнять.

  1. Закон «ноль-ноль»

Стрелки на часах спешат,

Видеть здесь хотят ребят

Точно в срок ты быть изволь,

Соблюдай закон «ноль-ноль»

Это закон точности. Жизнь в лагере является чередой больших и малых дел. Опоздания задержки, лишние паузы – это то, что делает жизнь лагеря не интересной, то что приводит к конфликтам между детьми и взрослыми.

Это включает как четкое соблюдение режима дня, так и уважительное,  бережное отношение ко времени других людей. Опаздывать —  просто не вежливо, кроме того теряется драгоценное время, а ведь его так всегда не хватает.

  1. Закон территории

За оградой ты — нарушитель,

А здесь хозяин ты и житель.

Выход ребят за территорию без сопровождения командоров официально запрещен администрацией лагеря. Нарушение закона грозит опасностью для твоего здоровья. Это закон твоего руководства жизнью отряда на его собственной территории (корпус, этаж, палата). Ты хозяин этой территории и ты отвечаешь на ней за все.

  1. Закон воды

Нет ничего заманчивей купание в реке в жаркое лето. Однако помни, нарушение закона грозит опасностью для твоей жизни и здоровья.

  1. Закон чистоты

«Все мы знаем, что если не мусорить на каждом шагу, то вокруг                                                         будет чисто. Согласно закону чистоты мы выбрасываем огрызок яблока или шкурку банана в урну, а никак не в траву или под кровать в комнате…» (Крашенинников Дмитрий, президент РЛ «Новое поколение» 2004 года)

  1. Закон творчества      Каждое дело  творчески, а  иначе зачем?

Издавна в лагерях существовало великое правило: «Все дела делать творчески!» Творчество нельзя ограничить – это все равно, что ограничить жизнь. Выдумывайте, творите и фантазируйте, без этого нет ребячьего лагеря.

  1. Закон коллектива

Один за всех и все за одного.

Это закон дружбы, поддержки и взаимовыручки. Лагерь это царство дружбы.

  1. Закон бережного отношения

Для тебя сохранили эту красоту,

А ты сохрани ее для других.

  1. Закон Песни

Мудрецы говорили, что песня душа народа. В каждом лагере, в каждом отряде есть свои любимые песни. Цените песню, любите песню, относитесь к ней, как к самой дорогой реликвии. Не мешайте поющим, не пойте, если не знаете мелодии и слов песни. Песня, как и люди, требует к себе уважения.

  1. Закон «вечерней свечи».

На «свече» закон для всех един,

Все молчат, когда говорит один.

Не путай «свечку» с депутатской Думой

И яму себе не рой.

Открывши рот, возьми и подумай,

Подумав, снова рот закрой.

  • создать у детей ощущение комфорта, оформив комнаты, сделав графики дежурства
  • сделать детей управляемыми, т.е. разбить на «рабочие группы, выбрав аппарат для самоуправления». Это обычно делается на первом оргсборе.

 

  • дать возможность проявить себя, показать свои таланты, для чего провести набор отрядных дел различной направленности (спортивной, интеллектуальной, КВГ и т.д.)
  • продумать имидж отряда

— название отряда

— девиз отряда

— песня, кричалка отряда

— отличительный знак (галстук, бейдж)

— оформление отрядного уголка

— стиль поведения на сцене, шефство на младшим отрядом

  • сформировать у детей представление о программе смены, о отрядных делах, планируемых вожатыми, по возможности привлечь детей к планированию (Банк Идей, ФПДИ – Фонд поддержки детской иницативы)

 

  1. Окончание оргпериода.

Организационный период заканчивается открытием лагерной смены. В различных лагерях он проходит с различной степенью торжественности, имеет свой традиции и церемониал. Но при всех этих различиях, открытие смены – это своеобразный этап, смысл которого должен быть понятен всем детям: лагерная смена полностью началась, начинается интересная и полная открытий жизнь. Более полно логику и содержание организационного периода, мы рассмотрим немного позднее.

За основным содержанием организационного периода кроется тонкость, психологическая особенность, которую должен знать любой педагог: на этом этапе категорические исключаются любые дела имеющие соревновательный, конкурсный, конкурентный характер. Ряд исследователей даже выделяют, так называемый, принцип «несоперничества» в играх и проводимых делах. Несоперничества трудно достигнуть, но к нему всегда нужно стремиться, подчеркивать его в игре. Это начало здоровых отношений в обществе.

 Добрые советы на оргпериод:

  1. Постарайтесь чаще называть детей по именам и просите детей, чтобы они обращались друг к другу также по именам. Чаще создавайте ситуации знакомства.
  2. Исключите из своих отрядных дел все, что связано с соревнованием, завоеванием каких-либо призовых мест, конкуренцией.
  3. Договоритесь с детьми о правилах взаимной вежливости и этикета, особенно в отношениях между мальчиками и девочками.
  4. Постарайтесь чаще хвалить не отдельных детей (хотя это тоже необходимо), а минигруппы или весь отряд – это поможет вам быстрее сформировать чувство коллективного «Мы».
  5. Не ленитесь искусственно создавать ситуации успеха для ваших детей.
  6. Постарайтесь за первые три-четыре дня приучить детей к режимным моментам, дисциплине и порядку. В противном случае у вас будет трудная смена.
  7. Постарайтесь задать коллективу изначально высокий темп деятельности, частую её сменяемость, позитивный эмоциональный настрой.
[свернуть]
2) Основной период
  1. Основной период

 Назван так, потому что занимает основное время лагерной смены и служит для реализации основных задач смены:

— создание наиболее благоприятных условий для развития творческого потенциала как отдельного ребенка, так и целого временного детского коллектива, развития и личностного роста детей;

— организация разносторонней деятельности, для создания условий выбора и реализации ребенком своих положительных личностных качеств;

— развертывание игрового плана сюжетно-ролевой игры (если такая предусмотрена планом смены);

— целенаправленное и систематическое формирование благоприятного психологического климата коллектива, совершенствование отношений внутри детского коллектива, а также между отдельными детьми и группами детей;

— работа с системой детского самоуправления (или соуправления) по совершенствованию форм и методов, а также содержания деятельности.

В идеале, основными, кратко сформулированными задачами каждого педагога в этот период смены должна стать триединая задача: самоутверждение, самооткрытие, самореализация каждого ребенка.

Первое, что необходимо сделать вожатому после проведения оргпериода, дать детям немного «отдышаться». Ритм, насыщенность и эмоциональность первых дней пребывания детей в лагере это то, что нужно «дозировать». Иначе дети могут эмоционально «выгореть». Особенно это касается младших детей. День-два передышки вожатому необходимо также использовать конструктивно. Это время созидания. Именно здесь уместным будет организация спортивных «турниров-многодневок»: теннис, шашки, шахматы. Можно организовать соревнования с другими, близкими по возрасту, отрядами. В это время необходимо распределить детей по кружкам и секциям, клубам по интересам, записать их в лагерную библиотеку.

На этом же этапе начинается работа по закреплению навыков самообслуживания: уборка своего спального места, дежурство в палате, трудовые десанты, личная гигиена и т.д. Дети привыкают к режиму дня, порядку проведения оздоровительных процедур (лечение, солнечные ванны, купание).

Основными направлениями деятельности, реализуемыми в ходе основного периода, могут являться:

познавательное: конкурсы, викторины, интеллектуальные игры;

спортивное: организация различных турниров, спортивных игр, спартакиады, спортивных часов, первенств и т.д.;

туристическое: организация турпоходов, экскурсий, тренировочных занятий по отдельным видам туризма;

творческое: организация творческих дел с различной направленностью (изобразительное искусство и живопись, танец,

вокал, хоровое пение поделки из природного материала и т.д.);

развлекательное: шоу-программы, дискотеки и танцевально- игровые программы, досуговые мероприятия и т.д.;

шефское: организация шефства старших и средних отрядов над  младшими;

трудовое: развитие навыков самообслуживания, поддержание

чистоты и порядка в отряде, на прилегающей территории, помощь сотрудникам лагеря, трудовые десанты, сбор лекарственных трав и    т.д.;

развитие системы детского самоуправления: работа с активом,  лидерами, делегирование полномочий (помощники вожатого,  дублеры вожатого), школа лидеров и т.д.

К основному периоду лагерной смены также можно подойти с двух точек зрения: личностной и коллективной.

Личностная т.зр. Для отдельного ребенка основной период – это время когда должны сложиться условия для его самореализации. Он выбирает для себя стиль взаимоотношений со своими товарищами, вожатыми. Происходит выбор вида деятельности, которому ребенок уделяет основное время. Это могут быть определенные кружки или спортивные секции, клубы по интересам, а также статусно-ролевая позиция ребенка (организатор, лидер, исполнитель, критик и т.д.). Именно в этой деятельности, по мнению Ю.Тарана,  в полной мере должен реализовываться личностно-творческий потенциал ребенка. Именно эта деятельность приносит удовлетворение потребностей ребенка. От степени удовлетворения потребностей ребенка напрямую зависит его мироощущение во время всей смены и его мнение о качестве проведенного им времени. Об этом должен помнить как вожатый, так и организаторы детского отдыха.

С точки зрения развития коллектива, это время, когда происходит формирование и развитие основных психологических признаков (характеристик) детского коллектива, описанных нами в третьей главе. Процессы развития отношений, складывание преобладающего настроения коллектива, его активности и психологического климата проходят по определенным этапам и имеют свои закономерности. Детский коллектив, также как и отдельный ребенок, переживает определенные этапы своего развития.

А.Н. Лутошкин выделяет пять основных этапов развития детского коллектива, среди которых:

— «Песчаная россыпь» — в группе  вроде бы все вместе, но каждый – отдельная маленькая песчинка. Нет ничего цементирующего, соединяющего людей между собой. Они мало знают друг друга, степень доверия друг к другу мала. Нет общих интересов, общих дел, организующего ядра. Группа рассыпчата и даже минимально не сплочена.

— «Мягкая глина» — в руках хорошего мастера из мягкого куска глины можно вылепить творение, т.к. она хорошо поддается обработке. В группе заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все ещё получается, т.к. нет опыта совместной работы. Скрепляющим звеном ещё является формальная дисциплина и требования старших. Отношения колеблются в диапазоне от доброжелательных до конфликтных. Подлинного организатора или лидерской группы ещё нет.

— «Мерцающий маяк» он горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть на кого опереться – актив, организаторы. Группа отличается от других индивидуальностью, но ещё очень трудно собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей.

— «Алый парус» — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему коллективу. Принцип «один – за  всех, все – за одного» преобладает. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Имеется проверенное, опытное ядро коллектива. Но встречаются моменты, когда группа не готова идти наперекор стихиям, признать свои ошибки.

— «Горящий факел» — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, откровенность, ответственность каждого не только за себя, но и за своего товарища и весь коллектив. Отличительная особенность – жить не только для своего коллектива, но и оказывать ощутимую помощь другим коллективам.

За романтичностью и необычностью каждого из вышеперечисленных этапов стоит вполне конкретный уровень развития, сплоченности детского коллектива. Тем не менее, на наш взгляд, в условиях детского лагеря, когда лагерная смена продолжается 18-21 день достичь высокого уровня сплоченности невозможно. Но мы искренне верим, что каждому педагогу необходимо к этому стремиться.

[свернуть]
3) Заключительный период

Заключительный период

Продолжительность 2-3 дня – последние дни пребывания детей в лагере. Основное содержание периода – подведение итогов жизнедеятельности временного детского коллектива, прощание ребят друг с другом, вожатыми, лагерем. Основные задачи периода:

— подведение итогов развития отношений во временном детском    коллективе;

— подведение итогов деятельности актива отряда (органа    самоуправления)

— поощрение наиболее отличившихся детей (по вышеуказанным   направлениям деятельности);

— прощание с лагерем и подарок лагерю от всего детского коллектива.

Для всего этого периода характерны два противоречащих на первый взгляд эмоциональных состояния: состояние повышенного физического и эмоционального напряжения (идет интенсивная подготовка к последним большим общелагерным программам) и чувства легкой грусти перед предстоящим расставанием.

Подведение итогов смены и награждение детей проходит, как правило, на двух уровнях: отрядном и общелагерном.

Как правило, итоги жизнедеятельности всего детского коллектива подводятся на последнем общем сборе отряда, где происходит и награждение отличившихся, заслуживших отдельной похвалы детей. Но непременным атрибутом прощания, его лейбмотивом, должна стать донесенная до детей мысль о том, что любое расставание – это первый шаг к последующей встрече. Это то, что может скрасить горечь и грусть и вселить надежду.

Сама атмосфера итогового сбора отряда должна быть доверительной, откровен­ной. Для этого можно сделать конверт откровений, куда положить вопросы для всех ребят отряда примерно   следующего    содержания:

  • чем тебе   запомнилась   эта  лагерная  смена?
  • было ли тебе уютно в нашем отряде и почему?
  • чего было больше в нашем отряде — хорошего или плохого?
  • появились ли у тебя новые друзья, и почему ты называешь их   своими   друзьями?

После этого можно пустить по кругу, конверт откровений или предо­ставить возможность высказаться всем желающим (правило «свободного мик­рофона»). После того, как выслушаны все мнения, необходимо выра­ботать единое и дать оценку деятельности совета отряда.

Далее, переход ко второму вопросу — о поощрении лучших ребят отряда. В качестве поощрения можно объявить благо­дарность от имени отряда, наградить ребят самодельными дипломами, сувенирами, памятными фотографиями, подать список для награж­дения в Совет лагеря или в его администрацию. Так же можно наградить ребят Почетными грамотами, памятными сувенирами.

В лагерях проводят линейку закрытия смены. Эта линейка должна быть торжественной, короткой, но емкой по содержанию. На ней по итогам смены может выступить директор лагеря, старший педагог, можно высказать свои пожелания ребятам, зачитать обращение к ребятам будущих смен. Торжественно происходит спуск Государственного или лагерного флага.

Ещё одна из форм заключительного периода – итоговый концерт (гала-концерт). Он может быть составлен как из номеров отрядов, так и из лучших номеров, которые были показаны в течение всей лагерной смены. Свои творческие номера могут показать ребята из творческих студий (вокал, хор, танцевальный, брейк-данс, театральный, КВН-студия и т.д.). Обязательным номером такого концерта должно стать выступление вожатского коллектива. Это может быть песня, танец, сценическая постановка, театрализованная сказка, словом все то, что может поставить яркую, эмоционально окрашенную точку в этом концерте.

А в отряде одним из прощальных дел может стать прощальный отрядный огонек. Он может проходить при свечах в холле, у костра на костровом месте отряда. Но в любом случае этот огонек должен стать последней эмоциональной точкой в жизни отряда. Именно на нем подводятся итоги развитию дружеских отношений в отряде, развитию коллектива и его психологического климата. Песни и воспоминания, разговор по душам, неболь­шие вожатские сувениры для всех, ребят (фотографии, значки-эмбле­мы и т. д.), слова прощания — все это должно найти место на этом «Огоньке». А можно провести последний огонек «Расскажи мне обо мне» (по аналогии с огоньком в начале смены «Расскажи мне о  себе»).

Ребенок начинает чувствовать отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 3-4 дня. Вожатому в эти дни нужно не поте­рять бдительность, нельзя расслабляться (“вот уже и окончание смены!”), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя при­ближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутрен­него распорядка. Поэтому вожатому необходимо помнить сле­дующее:

> работать необходимо по намеченному ранее плану;

> стремиться не нарушать режим дня;

> стараться организовать коллективные дела с привлечени­ем каждого ребенка;

> ограничить свободное время;

> не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

> продумать программу прощального вечера;

> не давать возможности скучать;

> четко планировать каждый рабочий момент.

В день отъезда:

> спокойно соберите белье по палатам, просчитайте, сдайте;

> уберите палаты, оставьте их чистыми и в порядке;

> проверьте, все ли свои вещи собрали дети;

> напомните ребятам о том, как себя вести в автобусе, что нельзя открывать окна, бросать бутылки, огрызки;

> напомните о том, что перед уходом с родителями необхо­димо об этом предупредить вожатого.

Разместив детские вещи, рассадив детей в автобусе, вожатый:

> считает детей, проверяет списочный состав;

> убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте;

> докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

Вожатому необходимо помнить, что детей, которых не встре­тили родители, провожают организованно вожатые. Только тог­да, когда каждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оз­доровительном лагере.

Несколько советов для того, что бы прощание с лагерем не было омрачено ни ребятам, не тебе.

  1. Потерянные вещи. Эта проблема извечна, не зависимо от возраста детей. В отряде после того, как дети уезжают, часто остаются горы их забытых вещей. Среди лидеров находок: носки, домашние тапочки, футболки. Для того, чтобы дети узнали свои вещи вожатые затрачивают достаточно серьезные усилия. Тем не менее, можно в последний день, перед самым отъездом, когда дети покинули свои комнаты, пройти по ним, заглянуть во все уголки, под матрацы, кровати, в шкафы, тумбочки и устроить для детей аукцион потерянных вещей. Также можно на выходе из корпуса поставить «стол находок» или у корпуса нарядить «дерево потерянных вещей». Теперь осталось малое – обратить внимание детей на эти вещи с тем, чтобы они узнали среди них свои.
  1. «Увековечивание памяти». Обычно ребята в последние дни своего пребывания в лагере, ста­раясь «увековечить» память об этом событии, расписывают стены, матрацы, подушки. Чтобы избежать столь неприятных моментов дайте ребятам возможность написать на листках письмо «неизвест­ному другу» – письмо с пожеланиями тем ребятам, которые при­едут на следующую лагерную смену. Такие письма можно перед отъ­ездом положить под подушку своей кровати, в тумбочку, оставить на подоконнике.

Также можно сделать из двух-трех листов ватмана «Забор впечатлений», на котором можно написать свои пожелания, отзывы о смене, шуточные стихи, признания и т.д.

3. Слезы прощания. Об этом мы уже писали чуть выше. У части наиболее эмоциональных девочек возникает устойчивое желание поплакать на прощание. Совершенно очевидно, что опыта подобных прощаний у детей ещё мало и это – один из способов выразить свои чувства к замечательно проведенной лагерной смене. Иногда эти слезы превращаются в рыдания. Дальнейший ход событий может перерасти в «снежный ком» по принципу психического заражения – заплачет весь отряд. Если на такую картину посмотрит непосвященный в суть событий человек, у него может сложиться впечатление, что произошла какая-то страшная трагедия. Причем, некоторым вожатым, доставляет истинное удовольствие доводить дело именно то этой точки кипения эмоций.

Что посоветовать в данном случае? Ни в коем случае не доводить дело до такого мокрого исхода. Шутите, пойте песни, записывайте адреса, давайте автографы, обнадеживайте детей предстоящими встречами отряда, перепиской, телефонными звонками. Словом, делайте все, чтобы отвлечь детей от грустных мыслей. Это тоже является частью вашей работы. Помните, что прощание – это первый шаг к новой встрече!

      4. Тактильные контакты при прощании. Вопрос щепетильный, интимный, но очень важный. Можно ли целовать и обнимать своих детей на прощание? Можно, если это легкий поцелуй в щечку девочки, рукопожатие мальчиков, легкое, кратковременное обнимание. Педагогическая этика допускает такие мимолетные мгновения, когда дети и вожатые хотят выразить свои теплые чувства. Главное в этом не переусердствовать, дабы не нанести психической травмы ребенку, а особенно его родителям…

[свернуть]
Период последействия

Период последействия.

Может продолжаться неопределенно долгое время.

Включает в себя для педагогов: анализ всей лагерной смены, собственного педагогического опыта, успешности выполнения поставленных задач, построения новых планов.

Для детей и вожатых включает в себя: продолжающиеся за рамками смены контакты (письма, телефонные разговоры, Интернет — конференции, реальные встречи как отдельных детей, так и отдельных групп детей, а также всего отряда – если это возможно в силу географических возможностей).  Инициаторами такого общения, как показывает практика, являются в большей части дети.

[свернуть]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.