Командорская школа

Содержание программы сформировано на основе опыта работы Школы вожатых г. Тюмени, Школы молодого вожатого г. Москвы, «Фабрики вожатых» г. Омска. Программа обеспечивает профессиональную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях загородного детского лагеря и включает в себя следующие блоки:

1 блок — нормативно-правовой;

2 блок – психолого-педагогический;

3 блок – обеспечение безопасности детей и охрана труда;

4 блок —  практический .

Первый блок предусматривает ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов и других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права, а также права детей.

Второй блок предполагает формирование у обучающихся основ знаний психолого–педагогической работы с детьми, в том числе о специфике развития личности ребенка, детских возрастных особенностях, закономерностях становления детского коллектива, проблемах межличностного общения, возникновении и преодолении межличностных и групповых конфликтов, эмоциональных состояниях детской психики.  Блок сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня, коллективных творческих дел, традиционных акций и мероприятий, а также выработки навыков работы на сцене, постановки творческих номеров и выступлений отряда. Блок предполагает ознакомление будущих вожатых с основными формами массовой и индивидуальной работы с детьми в лагере.

Третий блок предназначен для вооружения слушателей основными знаниями и умениями по обеспечению безопасности в детских оздоровительных лагерях: основные требования к размещению оздоровительного лагеря, требования безопасности во время работы оздоровительного лагеря, профилактика травматизма, предупреждение несчастных случаев с детьми. Предполагает знакомство с основными требованиями охраны труда в оздоровительном лагере.

Четвертый блок знакомит с основными видами игры, как ведущего вида деятельности ребенка в ДОЛ. Практическое освоение игрового материала учебной программы позволит вожатым овладеть необходимым  набором игр. Став участниками спортивных, ролевых, командных, лидерских и интеллектуальных игр, игр на местности, студенты смогут овладеть начальными навыками организации и проведения мероприятий в ДОЛ.

Учебно-тематический план не предполагает последовательное прохождение указанных блоков, предпочтительно соединение тем занятий из разных блоков с целью улучшения восприятия материала.

Содержание основных учебных тем КОМАНДОРСКОЙ ШКОЛЫ

Блок 1. Нормативно-правовой.

 Роль и место летнего лагеря в современных социально – экономических условиях.

Детский лагерь: ожидания родителей и детей, вожатых и начальства. Социальный эффект воспитания. Вожатый – самая необычная профессия. Вожатый – мастер игры.

  1. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в ДОЛ.

Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Правовые основы деятельности вожатого. Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в детском лагере. Обязанности и ответственность несовершеннолетних. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда вожатых. Система должностного подчинения в лагере.

  1. Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно — гигиенические требования.

Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном ДОЛ. Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования (СГТ) к состоянию: жилых помещений; санузлов; отрядных мест; игровых и «кружковых» комнат; водоёмов и бассейнов.  Требования к форме одежды детей при различных погодных условиях.  СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр. СГТ к личной гигиене вожатого. Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном детском оздоровительном центре.

Методика организации режимных моментов в детских оздоровительных лагерях. Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОЛ и основные требования к поведению детей. Приёмы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия вожатого при организации основных режимных моментов:

— подъём;

— зарядка;

— санитарно-гигиенические процедуры;

— линейка;

— организация питания;

— тихий час;

— отрядные, межотрядные и общелагерные мероприятия;

— дискотеки;

— отбой.

Учёт возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.

  1. Профессиональные и личностные качества вожатого как руководителя и лидера детского коллектива. Этический кодекс вожатого. Заповеди вожатого-мастера. Система учета работы и оценки работы командора в ДЗООЛКД «Новое поколение». Документы, необходимые для заключения трудового договора вожатого в лагере.

Блок 2. Психолого-педагогический

 1. Возрастные особенности детей и подростков и их учет в работе вожатого и педагога. Единые педагогические требования.

Особенности возрастного развития детей.

Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание.

Младший школьный возраст:

— общая характеристика возраста;

— особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;

— нормы физических нагрузок;

— центральные новообразования у детей в этом возрасте;

— взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;

— сфера интересов младших школьников;

— особенности проявления эмоций.

Подростковый возраст:

— общая характеристика возраста;

— особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;

— сферы интересов подростков;

— развитие и укрепление чувства взрослости;

— противоречия взросления;

— самоидентификация;

— самооценка внешности, физического «Я»;

— взаимоотношения со сверстниками;

— ценностный конфликт;

— кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);

— особенности пубертатного периода.

Ранняя юность:

— общая характеристика возраста;

— формирование Я-концепции;

— проблема нравственного выбора;

— юношеская сексуальность;

— особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

— сфера интересов;

— жизненные цели.

Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях закрытого детского коллектива Нестандартные ситуации и специфика действий вожатого в них.

Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе. ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря. Поощрение и наказание в условиях детского лагеря. Запреты и ответственность за их нарушение.

  1. Конфликты в условиях ДОЛ и стратегии выхода из них.

Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности. Конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования.

Этапы регулирования конфликтных ситуаций. Рекомендации по работе с разными категориями детей.

  1. Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены. Организационный период:

— понятие «организационный период»;

— основные задачи деятельности вожатого в организационный период;

— действия вожатого перед заездом детей в лагерь;

— особенности организации заезда;

— первый день в лагере;

— факторы обеспечения эффективности оргпериода;

— содержание основных дел оргпериода.

Основной период:

— понятие «основной период»;

— задачи вожатого в основном периоде;

— требования к организации жизни детей в отряде;

— виды и алгоритмы ключевых дел смены;

— отрядный «огонёк»;

— организация спортивных мероприятий;

— творческие конкурсы;

— дни рождения и т.д.

Заключительный период:

— понятие «заключительный период»;

— задачи деятельности вожатого в заключительном периоде;

— особенности заключительного периода;

— действия вожатого в предпоследний и последний дни смены;

— организация отъезда детей.

  1. Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – организатор», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал». Психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях. Правила делового общения. Напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество. Профилактика профессионального «выгорания».

  1. Временный детский коллектив. Сущность детского самоуправления и условия его развития. Уровни развития коллектива. Коллективно — творческая деятельность.

Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива. Теория развития ВДК по Лутошкину. Периоды развития детского коллектива. Педагогическое управление развитием детского коллектива. Детское самоуправление.  Методика организации и проведения отрядных коллективных творческих дел. Понятие «коллективное творческое дело » и особенности его организации. Виды отрядных КТД. Цели отрядных КТД. Основные этапы подготовки КТД

  1. Методы и формы организации отрядной деятельности. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах

Младший отряд.

Учёт особенностей физиологического и психического развития младших детей при организации работы с отрядами.

Особенности организации воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста.

Особенности организации игр и творческих конкурсов для младшего отряда:

— интеллектуальных;

— творческих конкурсов и игр;

— подвижных игр;

— игр в помещении;

— спортивных состязаний и игр.

Особенности организации отрядных дел с младшими школьниками.

Организация режимных моментов для малышей.

Отряд среднего возраста

Физиологические особенности возраста.

Сферы интересов подростков и учёт особенностей периода взросления при организации отрядной работы.

Учёт особенностей сексуального развития подростка при организации отрядных мероприятий.

Особенности организации творческих мероприятий и отрядных дел.

Старший отряд

Особенности работы вожатого с отрядами старшего возраста:

— игры для старшеклассников;

— особенности организации творческих конкурсов и спортивных состязаний;

— особенности межличностных отношений детей в старших отрядах, детей и вожатых.

Разновозрастные отряды и специфика работы вожатого.

  1. Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа.

Диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты. Диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования. Формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности. Анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности. Анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению.

  1. Педагогическая технология проведения вечерних отрядных «огоньков»

Понятие «отрядный огонек». Значение и законы «отрядного огонька». Виды отрядных «огоньков»:

— огонек знакомства;

— огонек оргпериода;

— огонек – анализ дня;

— огонек прощания;

— тематический огонек.

Знакомство с методическим сборником  лагеря «Отрядный огонек. Вечерние сказки»

Блок 3. Обеспечение безопасности детей и охрана труда 

  1. Основные требованияк размещению оздоровительного лагеря: земля, помещения и необходимые сооружения, основные требования к ним.
  2. Профилактика детского травматизма в условиях ДОЛ, предупреждение несчастных случаев с детьми. Требования безопасности во время работы оздоровительного лагеря. Требования безопасности при организации и проведении купания детей.  Требования безопасности при прогулках на лодках. Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий. Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках. Требования безопасности при проведении мероприятий в зале клуба. Требования безопасности при купании детей в душевой. Требования безопасности при проведении лагерного костра. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы.
  3. Действия вожатого в экстремальных ситуациях.

Понятие «экстремальная ситуация». Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении:

  • пожар;
  • гроза, ураган;
  • ЧП во время купания;
  • потеря ребёнка во время прогулки;
  • несанкционированное отсутствие ребёнка в отряде.

Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп. Постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Приёмы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.

  1. Основные требования охраны труда в оздоровительном лагере. Требования охраны труда к персоналу перед началом работы в оздоровительном лагере. Медицинская книжка вожатого. Вводные и первичные инструктажи для вожатых по охране труда.

Блок 4. Практический 

  1. Методика проведения веревочного курса.

Значение веревочного курса. Цели и задачи.  Требования проведения. Упражнения веревочного курса. Инструктаж для детей. Техника безопасности.

Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива. Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп. Постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. Ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей.

  1. Игротека вожатого.

Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребёнка.

Понятие «игра». Роль игры в развитии личности ребёнка:

  • игра как средство общения;
  • игра как средство развития воображения;
  • игра как средство развития волевой сферы;
  • игра как средство познания;
  • игра как средство развития творческих способностей.

Правила организации игр. Требования к организации игр.

Виды игр и особенности их проведения:

а) массовые игры:

— «кричалки»;

— игры на внимание и координацию;

— игры, воздействующие на эмоциональный настрой;

— спортивные игры;

б) интеллектуальные игры;

в) творческие игры;

г) игры на местности;

д) имитационные игры;

е) ролевые игры.

Игры на взаимодействие и снятие напряжения.

  1. Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных средств массовой информации. Художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы. Художественное оформление отрядных дел. Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования. Понятия «эмблема», «девиз». Отрядные средства массовой информации: стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы, радиопередачи.
  2. Имидж отряда.

Понятие «имидж отряда». Составные части «имиджа отряда»:

  • Название
  • Девиз отряда
  • Отрядная песня
  • Элементы одежды
  • Законы отрядной жизни
  • Оформление отрядного места
  • Отрядный уголок, отрядная газета
  • Эмблема
  • Цвет
  • Особый почерк отряда в общелагерных делах
  • Визитная карточка отряда (специфика, регламент, критерии оценки)

Структура отряда и соуправление. Первый отрядный оргсбор. Выборные должности. Методика чередование творческих поручений. Методика мозгового штурма.

  1. Формы индивидуальной работы.

Функции, значение. Время проведения. Психологическая работа в лагере. Социометрия. Письмо домой. Ветвь желаемого и действительного. Стена имени меня. Добрая дюжина.

  1. Игротека вожатого: методика проведения игр с залом и массовых игр: «кричалки», игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой. Работа со методическим сборником лагеря «Игры с залом». Проведение утренней спевки. Конкурс командорской игры.
  2. Сюжетно-ролевые игры.

Малая сюжетно-ролевая игра. Функции, особенности, правила проведения. Виды СРИ. Методика их проведения. Знакомство с традиционными сюжетно-ролевыми играми лагеря. Разработка сюжетно-ролевой игры смены.

  1. Игры на местности.

Требования к организации игр на местности. Правила проведения игр на местности. Специфика действий вожатого во время игр на местности. Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности.

  1. Организация музыкальных часов. Практическая работа с песенными сборниками «Споемте, друзья!»

Музыкальный час в лагере: особенности, алгоритм проведения. Песенники лагеря. Песни смены.

  1. Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды

Понятие «плохая погода». Требования к одежде и экипировке детей в неблагоприятных погодных условиях:

— жара;

— дождь;

— резкое похолодание;

— сильный ветер.

Организация досугового и рабочего пространства в закрытом помещении. Методы  и формы досуговой работы с детьми различных возрастов в плохую погоду.

  1. Интеллектуальные и творческие игры. Игровое конструирование.

Виды интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры и конкурсные программы. Форма проведения, сложность, система оценивания, награждение. Игровое конструирование: сущность и возможности (по Кудашову)

  1. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности.

Особенности подготовки спортивных мероприятий и требования к их организации.  Проведение спортивных мероприятий. Правила проведения спортивных состязаний. Организация работы вожатого с болельщиками в процессе проведения спортивных состязаний. Группы поддержки. Ритуалы открытия и закрытия спортивных мероприятий. Подведение итогов и награждение победителей.

  1. Праздник: взгляд из-за кулис. Методика разработки сценарного плана. Творческие выступления отряда.

Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия

Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Режиссура мероприятий:

— определение темы;

— художественная идея и её развитие;

— образное решение идеи;

— пути воплощения режиссёрского замысла.

Факторы, влияющие на реализацию режиссёрского замысла.

Структура сценария:

— завязка действия;

— развитие действия;

— кульминация;

— финал.

Организационное обеспечение мероприятия.

Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору): «Город мастеров», «Фестиваль цветов», «Ярмарка», «День аномальных явлений», «Академия весёлых наук».

  1. Концепция отрядной работы. Требования к составлению отрядной программы. Система отрядных и дружинных дел.

Концепция отрядной работы. Понятия «программа», «план». Виды планов, используемые в работе вожатого. Общелагерные, дружинные, межотрядные и отрядные дела. Отрядный план-сетка. Основные ограничения, влияющие на составление плана-сетки. Форма плана-сетки. Приёмы оформления плана-сетки. Личный план вожатого. Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого. Форма плана, его особенности. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. Фонд поддержки детской инициативы. Банк идей.

  1. Специфика работы в ДЗООЛКД «Новое поколение».

Структура лагеря. Формы массовой работы, формы работы хобби – центров. Формы индивидуальной работы. Традиционные мероприятия и конкурсы. Экономическая игра. Система соуправления.

[свернуть]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.