Содержание программы сформировано на основе опыта работы Школы вожатых г. Тюмени, Школы молодого вожатого г. Москвы, «Фабрики вожатых» г. Омска. Программа обеспечивает профессиональную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях загородного детского лагеря и включает в себя следующие блоки:
1 блок — нормативно-правовой;
2 блок – психолого-педагогический;
3 блок – обеспечение безопасности детей и охрана труда;
4 блок — практический .
Первый блок предусматривает ознакомление с положениями законодательных и нормативных актов и других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус вожатого, его должностные обязанности и права, а также права детей.
Второй блок предполагает формирование у обучающихся основ знаний психолого–педагогической работы с детьми, в том числе о специфике развития личности ребенка, детских возрастных особенностях, закономерностях становления детского коллектива, проблемах межличностного общения, возникновении и преодолении межличностных и групповых конфликтов, эмоциональных состояниях детской психики. Блок сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня, коллективных творческих дел, традиционных акций и мероприятий, а также выработки навыков работы на сцене, постановки творческих номеров и выступлений отряда. Блок предполагает ознакомление будущих вожатых с основными формами массовой и индивидуальной работы с детьми в лагере.
Третий блок предназначен для вооружения слушателей основными знаниями и умениями по обеспечению безопасности в детских оздоровительных лагерях: основные требования к размещению оздоровительного лагеря, требования безопасности во время работы оздоровительного лагеря, профилактика травматизма, предупреждение несчастных случаев с детьми. Предполагает знакомство с основными требованиями охраны труда в оздоровительном лагере.
Четвертый блок знакомит с основными видами игры, как ведущего вида деятельности ребенка в ДОЛ. Практическое освоение игрового материала учебной программы позволит вожатым овладеть необходимым набором игр. Став участниками спортивных, ролевых, командных, лидерских и интеллектуальных игр, игр на местности, студенты смогут овладеть начальными навыками организации и проведения мероприятий в ДОЛ.
Учебно-тематический план не предполагает последовательное прохождение указанных блоков, предпочтительно соединение тем занятий из разных блоков с целью улучшения восприятия материала.
Блок 1. Нормативно-правовой.
Роль и место летнего лагеря в современных социально – экономических условиях.
Детский лагерь: ожидания родителей и детей, вожатых и начальства. Социальный эффект воспитания. Вожатый – самая необычная профессия. Вожатый – мастер игры.
- Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в ДОЛ.
Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Правовые основы деятельности вожатого. Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в детском лагере. Обязанности и ответственность несовершеннолетних. Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Особенности трудового законодательства применительно к работе вожатого. Система оплаты труда вожатых. Система должностного подчинения в лагере.
- Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно — гигиенические требования.
Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном ДОЛ. Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. Санитарно-гигиенические требования (СГТ) к состоянию: жилых помещений; санузлов; отрядных мест; игровых и «кружковых» комнат; водоёмов и бассейнов. Требования к форме одежды детей при различных погодных условиях. СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр. СГТ к личной гигиене вожатого. Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородном детском оздоровительном центре.
Методика организации режимных моментов в детских оздоровительных лагерях. Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОЛ и основные требования к поведению детей. Приёмы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия вожатого при организации основных режимных моментов:
— подъём;
— зарядка;
— санитарно-гигиенические процедуры;
— линейка;
— организация питания;
— тихий час;
— отрядные, межотрядные и общелагерные мероприятия;
— дискотеки;
— отбой.
Учёт возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.
- Профессиональные и личностные качества вожатого как руководителя и лидера детского коллектива. Этический кодекс вожатого. Заповеди вожатого-мастера. Система учета работы и оценки работы командора в ДЗООЛКД «Новое поколение». Документы, необходимые для заключения трудового договора вожатого в лагере.
Блок 2. Психолого-педагогический
1. Возрастные особенности детей и подростков и их учет в работе вожатого и педагога. Единые педагогические требования.
Особенности возрастного развития детей.
Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание.
Младший школьный возраст:
— общая характеристика возраста;
— особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;
— нормы физических нагрузок;
— центральные новообразования у детей в этом возрасте;
— взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;
— сфера интересов младших школьников;
— особенности проявления эмоций.
Подростковый возраст:
— общая характеристика возраста;
— особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;
— сферы интересов подростков;
— развитие и укрепление чувства взрослости;
— противоречия взросления;
— самоидентификация;
— самооценка внешности, физического «Я»;
— взаимоотношения со сверстниками;
— ценностный конфликт;
— кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);
— особенности пубертатного периода.
Ранняя юность:
— общая характеристика возраста;
— формирование Я-концепции;
— проблема нравственного выбора;
— юношеская сексуальность;
— особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
— сфера интересов;
— жизненные цели.
Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях закрытого детского коллектива Нестандартные ситуации и специфика действий вожатого в них.
Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе. ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря. Поощрение и наказание в условиях детского лагеря. Запреты и ответственность за их нарушение.
- Конфликты в условиях ДОЛ и стратегии выхода из них.
Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности. Конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования.
Этапы регулирования конфликтных ситуаций. Рекомендации по работе с разными категориями детей.
- Логика развития лагерной смены. Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены. Организационный период:
— понятие «организационный период»;
— основные задачи деятельности вожатого в организационный период;
— действия вожатого перед заездом детей в лагерь;
— особенности организации заезда;
— первый день в лагере;
— факторы обеспечения эффективности оргпериода;
— содержание основных дел оргпериода.
Основной период:
— понятие «основной период»;
— задачи вожатого в основном периоде;
— требования к организации жизни детей в отряде;
— виды и алгоритмы ключевых дел смены;
— отрядный «огонёк»;
— организация спортивных мероприятий;
— творческие конкурсы;
— дни рождения и т.д.
Заключительный период:
— понятие «заключительный период»;
— задачи деятельности вожатого в заключительном периоде;
— особенности заключительного периода;
— действия вожатого в предпоследний и последний дни смены;
— организация отъезда детей.
- Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый — воспитатель», «вожатый – организатор», «вожатый — родители», «вожатый — дети», «вожатый – технический персонал». Психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях. Правила делового общения. Напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество. Профилактика профессионального «выгорания».
- Временный детский коллектив. Сущность детского самоуправления и условия его развития. Уровни развития коллектива. Коллективно — творческая деятельность.
Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива. Теория развития ВДК по Лутошкину. Периоды развития детского коллектива. Педагогическое управление развитием детского коллектива. Детское самоуправление. Методика организации и проведения отрядных коллективных творческих дел. Понятие «коллективное творческое дело » и особенности его организации. Виды отрядных КТД. Цели отрядных КТД. Основные этапы подготовки КТД
- Методы и формы организации отрядной деятельности. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах
Младший отряд.
Учёт особенностей физиологического и психического развития младших детей при организации работы с отрядами.
Особенности организации воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста.
Особенности организации игр и творческих конкурсов для младшего отряда:
— интеллектуальных;
— творческих конкурсов и игр;
— подвижных игр;
— игр в помещении;
— спортивных состязаний и игр.
Особенности организации отрядных дел с младшими школьниками.
Организация режимных моментов для малышей.
Отряд среднего возраста
Физиологические особенности возраста.
Сферы интересов подростков и учёт особенностей периода взросления при организации отрядной работы.
Учёт особенностей сексуального развития подростка при организации отрядных мероприятий.
Особенности организации творческих мероприятий и отрядных дел.
Старший отряд
Особенности работы вожатого с отрядами старшего возраста:
— игры для старшеклассников;
— особенности организации творческих конкурсов и спортивных состязаний;
— особенности межличностных отношений детей в старших отрядах, детей и вожатых.
Разновозрастные отряды и специфика работы вожатого.
- Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа.
Диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты. Диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования. Формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности. Анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности. Анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению.
- Педагогическая технология проведения вечерних отрядных «огоньков»
Понятие «отрядный огонек». Значение и законы «отрядного огонька». Виды отрядных «огоньков»:
— огонек знакомства;
— огонек оргпериода;
— огонек – анализ дня;
— огонек прощания;
— тематический огонек.
Знакомство с методическим сборником лагеря «Отрядный огонек. Вечерние сказки»
Блок 3. Обеспечение безопасности детей и охрана труда
- Основные требованияк размещению оздоровительного лагеря: земля, помещения и необходимые сооружения, основные требования к ним.
- Профилактика детского травматизма в условиях ДОЛ, предупреждение несчастных случаев с детьми. Требования безопасности во время работы оздоровительного лагеря. Требования безопасности при организации и проведении купания детей. Требования безопасности при прогулках на лодках. Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий. Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках. Требования безопасности при проведении мероприятий в зале клуба. Требования безопасности при купании детей в душевой. Требования безопасности при проведении лагерного костра. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы.
- Действия вожатого в экстремальных ситуациях.
Понятие «экстремальная ситуация». Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении:
- пожар;
- гроза, ураган;
- ЧП во время купания;
- потеря ребёнка во время прогулки;
- несанкционированное отсутствие ребёнка в отряде.
Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп. Постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
Приёмы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.
- Основные требования охраны труда в оздоровительном лагере. Требования охраны труда к персоналу перед началом работы в оздоровительном лагере. Медицинская книжка вожатого. Вводные и первичные инструктажи для вожатых по охране труда.
Блок 4. Практический
- Методика проведения веревочного курса.
Значение веревочного курса. Цели и задачи. Требования проведения. Упражнения веревочного курса. Инструктаж для детей. Техника безопасности.
Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива. Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп. Постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. Ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей.
- Игротека вожатого.
Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребёнка.
Понятие «игра». Роль игры в развитии личности ребёнка:
- игра как средство общения;
- игра как средство развития воображения;
- игра как средство развития волевой сферы;
- игра как средство познания;
- игра как средство развития творческих способностей.
Правила организации игр. Требования к организации игр.
Виды игр и особенности их проведения:
а) массовые игры:
— «кричалки»;
— игры на внимание и координацию;
— игры, воздействующие на эмоциональный настрой;
— спортивные игры;
б) интеллектуальные игры;
в) творческие игры;
г) игры на местности;
д) имитационные игры;
е) ролевые игры.
Игры на взаимодействие и снятие напряжения.
- Методика оформления отрядных уголков и работа отрядных средств массовой информации. Художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы. Художественное оформление отрядных дел. Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования. Понятия «эмблема», «девиз». Отрядные средства массовой информации: стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы, радиопередачи.
- Имидж отряда.
Понятие «имидж отряда». Составные части «имиджа отряда»:
- Название
- Девиз отряда
- Отрядная песня
- Элементы одежды
- Законы отрядной жизни
- Оформление отрядного места
- Отрядный уголок, отрядная газета
- Эмблема
- Цвет
- Особый почерк отряда в общелагерных делах
- Визитная карточка отряда (специфика, регламент, критерии оценки)
Структура отряда и соуправление. Первый отрядный оргсбор. Выборные должности. Методика чередование творческих поручений. Методика мозгового штурма.
- Формы индивидуальной работы.
Функции, значение. Время проведения. Психологическая работа в лагере. Социометрия. Письмо домой. Ветвь желаемого и действительного. Стена имени меня. Добрая дюжина.
- Игротека вожатого: методика проведения игр с залом и массовых игр: «кричалки», игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой. Работа со методическим сборником лагеря «Игры с залом». Проведение утренней спевки. Конкурс командорской игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
Малая сюжетно-ролевая игра. Функции, особенности, правила проведения. Виды СРИ. Методика их проведения. Знакомство с традиционными сюжетно-ролевыми играми лагеря. Разработка сюжетно-ролевой игры смены.
- Игры на местности.
Требования к организации игр на местности. Правила проведения игр на местности. Специфика действий вожатого во время игр на местности. Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности.
- Организация музыкальных часов. Практическая работа с песенными сборниками «Споемте, друзья!»
Музыкальный час в лагере: особенности, алгоритм проведения. Песенники лагеря. Песни смены.
- Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды
Понятие «плохая погода». Требования к одежде и экипировке детей в неблагоприятных погодных условиях:
— жара;
— дождь;
— резкое похолодание;
— сильный ветер.
Организация досугового и рабочего пространства в закрытом помещении. Методы и формы досуговой работы с детьми различных возрастов в плохую погоду.
- Интеллектуальные и творческие игры. Игровое конструирование.
Виды интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры и конкурсные программы. Форма проведения, сложность, система оценивания, награждение. Игровое конструирование: сущность и возможности (по Кудашову)
- Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности.
Особенности подготовки спортивных мероприятий и требования к их организации. Проведение спортивных мероприятий. Правила проведения спортивных состязаний. Организация работы вожатого с болельщиками в процессе проведения спортивных состязаний. Группы поддержки. Ритуалы открытия и закрытия спортивных мероприятий. Подведение итогов и награждение победителей.
- Праздник: взгляд из-за кулис. Методика разработки сценарного плана. Творческие выступления отряда.
Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия
Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Режиссура мероприятий:
— определение темы;
— художественная идея и её развитие;
— образное решение идеи;
— пути воплощения режиссёрского замысла.
Факторы, влияющие на реализацию режиссёрского замысла.
Структура сценария:
— завязка действия;
— развитие действия;
— кульминация;
— финал.
Организационное обеспечение мероприятия.
Выполнение группового задания «Разработка сценарного плана и плана организационного обеспечения мероприятия» (по выбору): «Город мастеров», «Фестиваль цветов», «Ярмарка», «День аномальных явлений», «Академия весёлых наук».
- Концепция отрядной работы. Требования к составлению отрядной программы. Система отрядных и дружинных дел.
Концепция отрядной работы. Понятия «программа», «план». Виды планов, используемые в работе вожатого. Общелагерные, дружинные, межотрядные и отрядные дела. Отрядный план-сетка. Основные ограничения, влияющие на составление плана-сетки. Форма плана-сетки. Приёмы оформления плана-сетки. Личный план вожатого. Обоснование необходимости разработки личного плана вожатого. Форма плана, его особенности. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. Фонд поддержки детской инициативы. Банк идей.
- Специфика работы в ДЗООЛКД «Новое поколение».
Структура лагеря. Формы массовой работы, формы работы хобби – центров. Формы индивидуальной работы. Традиционные мероприятия и конкурсы. Экономическая игра. Система соуправления.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.