В нашей работе однозначных ответов зачастую не бывает, ситуации бывают разные, чаще особо сложные. Если рядом нет опытного напарника, или методист и старший вожатый уже подсказали (не помогло). Тогда тебе сюда за советом. Напиши вопрос в форму обратной связи внизу страницы. Ответ придет на твою почту…
Часто задаются стандартные вопросы. Посмотри, может ответ на твой вопрос уже есть!
-
- Кто стирает детские вещи, если к ребенку 6-8 лет не приезжают родители?
Если нет возможности сделать это в прачечной, нужно стирать вместе с ребенком.
- Кто должен сообщить приехавшим родителям о том, что ребенок находится в изоляторе?
Воспитатель (вожатый).
- Кто распределяет задания отряда при проведении общелагерных мероприятий, игр?
Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.
- Можно ли хоть однажды разрешить не спать в тихий час?
Нет, так как это становится нормой.
- Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?
Врач.
- Когда воспитатели (вожатые) получают оплату за свою работу?
По окончании работы, согласно трудовому кодексу.
- Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?
Да, согласовав это решение с директором детского лагеря.
- Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?
Нужно стремиться к пониманию.
- Что делать, если вожатый заболел в течение смены?
Лечиться.
- Что делать, если воспитатель (вожатый) не понравился начальству?
Работать.
- Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?
Отнестись к этому с юмором.
- Если ребенок поранился или ударился, обязательно ли его вести в медпункт?
Да, его надо отвести в медпункт.
- Что делать, если в отряде нет воспитателей (вожатых) мужского пола, а в мужской душевой дети старшего возраста, и там происходит инцидент?
Забыть о поле и действовать в интересах детей, подростков.
- Если в отряде есть ребенок, который не слушается воспитателя (вожатого), можно ли от него отказаться?
Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.
- Как помочь понять своему напарнику, что работа есть работа, а личные потребности и интересы должны быть на втором плане?
Совместно планировать деятельность, учиться разделять ответственность.
- Можно ли детям в лагере слушать плеер, собственный магнитофон?
Можно, если это не вредит здоровью и внутреннему распорядку.
- Может ли поссориться воспитатель (вожатый) с ребенком? И как лучше помириться?
Воспитатель (вожатый) должен стремиться не допускать конфликтов ни с коллегами, ни тем более с детьми. Но если это случилось, необходимо разобраться в ситуации и помириться. Взрослый должен быть мудрее.
- Если меня направляют в один отряд с девушкой (парнем), с которой (которым) я не могу найти общий язык, можно ли поменять себе напарника?
Да, но желательно это сделать до начала смены.
- Что делать в родительский день?
Родительским днем в лагере называют день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в субботу и воскресенье. Традиционно родителей интересует: хорошо ли кормят, не обижают ли моего ребенка, здоров ли он, не скучно ли ему, если у моего ребенка чистый носовой платок и масса других подобных вопросов.
- Переберите с детьми их вещи. Грязные либо отложите в отдельный пакет, либо проведите с детьми большую стирку в специально предназначенном для этого месте. Проконтролируйте, чтобы выстиранные вещи дети хорошо выполоскали, а затем развесили для сушки. Перед родительским днем наведите порядок в тумбочках, шкафах, тумбочках и чемоданах.
Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают от созерцания внешнего вида ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство комнат и прилегающей территории.
- Традиционно в эти дни в лагере проводятся концерты, ярмарки и так далее. Но самое главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, как только они сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят.
Если к ребенку приехал родственник, обязательно нужно написать заявление о том, что ребенок находится с такого-то времени с родственником, который обязуется в такое-то время вернуть его в отряд и завизировать заявление подписью начальника лагеря или старшего вожатого. Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, либо заготовьте заранее бланки такой расписки, либо запаситесь ручками и чистыми листочками. Только по совершении этой процедуры вы можете отпустить ребенка с близким родственником. У вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют сами по себе. Если ребенка не возвращают в указанный срок в отряд, вы должны посмотреть, нет ли его поблизости, а потом поставить об инциденте в известность начальника лагеря либо старшего вожатого.
- О чём не следует говорить с родителями?
Планируя свой разговор с родителями ребёнка, желательно предварительно побеседовать с ним на предмет будущего разговора. Нельзя исключать возможность общения ребёнка с родителями на «трудные» темы, о которых хотел бы предупредить воспитатель. Ни в коем случае нельзя жаловаться родителям на ребенка, так как для любого родителя его ребенок – самый лучший, и он не воспримет критику из уст чужого для него человека.
- Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?
Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.
- Чье присутствие необходимо при правильной организации купания детей?
Купание детей на море/реке проводится в присутствии директора лагеря, старшего воспитателя или старшего вожатого, воспитателей и вожатых отряда, медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию.
- Есть ли определенное рабочее место у каждого сотрудника во время купания детей и подростков?
Один из педагогов находится в водоеме у знаков ограждения, другой наблюдает с берега за купающимися детьми.
- Когда лучше провести учет детей и подростков при купании?
Перед входом в воду, в воде и при выходе из воды педагог проверяет наличие детей.
- Можно ли разрешать переезды детей из комнаты в комнату во время смены?
Нет, нельзя, в противном случае вся смена будет состоять из одних переездов.
- Можно ли наказать непослушного ребёнка?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение — это самая большая добродетель, которая может быть у воспитателя (вожатого). Воспользуйтесь объяснением кратким, почему поведение ребёнка неправильно; отвлеките его, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
- Как относиться к идеям и поступкам ребёнка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.
- Как снять стрессовое состояние?
Можно предпринять дальнюю прогулку или пробежаться, потанцевать, позаниматься спортом, поднять что-нибудь тяжёлоё, спеть или сыграть на музыкальном инструменте, записать, что чувствуешь в данный момент, поговорить с другом …
- Ознакомление подростков с правами ребёнка не приведёт ли к тенденции «качать свои права», забывая о своих обязанностях?
Такое опасение имеет место. Деятельность педагогических коллективов снимает такую опасность, если детей и подростков учат пониманию взаимосвязи прав и обязанностей. Но больше всего способствует усвоению детьми идеи единства прав и обязанностей сама атмосфера жизни в детском лагере, нравственно-правовой уклад её, разумные требования, защищённость в отношениях «воспитатель-ребёнок».
- Должны ли воспитатели (вожатые) быть оптимистами?
Да, воспитание — дело оптимистов.
- Как разрешить конфликтную ситуацию?
Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
— методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что всё не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т. д.
— методом совместного обсуждения разногласий.
- Какова техника безопасности при конфликте?
— Остановитесь в своём гневе.
— Ограничивайте территорию конфликта.
— Не обнажайте конфликт перед посторонними людьми.
— Не ищите в конфликте виновных, а ищите выход.
— Говорите неприятные вещи приятными словами.
— Не унижайте личность другого человека.
— Не затягивайте конфликт, учитесь быстро забывать о нём.
- Как относиться к недостаткам другого человека?
Терпимо.
- Когда и кому следует писать объяснительную записку?
Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.
- Какие дни лучше не планировать для выходных дней?
Первые и последние дни смены, а также родительские дни.
- К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?
К старшему воспитателю, далее к директору оздоровительного лагеря.
- Правильно ли будет говорить с родителями в присутствии ребёнка?
Чтобы избежать неверного толкования того, что сказал воспитатель (вожатый) родителям о ребёнке, необходимо вести разговор в присутствии ребёнка. И только в отдельных случаях (например, проблемы энуреза) нужно беседовать отдельно.
- Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?
Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.
- Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?
Да, время суток для обращения к врачу не имеет значения.
- Что делать, если ночью в палате у девочек (мальчиков) находятся мальчики (девочки)?
Развести всех по своим местам.
- Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?
Пока они этого не поймут.
- Следует ли на отрядные дела приглашать старшего воспитателя или директора оздоровительного лагеря?
Да.
- Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?
На основе взаимного уважения, с учётом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.
- Можно ли говорить о делах плохо, выражать вслух свою нелюбовь к этим делам?
Если воспитатель (вожатый) задаёт такой вопрос, ему нужно задуматься, не следует ли поменять профессию.
- Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?
Нет.
- Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолётные ухаживания другого пола принимают за любовь?
Разъяснить в индивидуальных беседах, что же такое любовь.
- Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?
Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.
- Подросток плачет. Воспитатель (вожатый) пытается успокоить его и выяснить причину слёз. Ответа нет. Как поступить?
Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причинах слёз, если сочтёт нужным.
53. «Заменить» родителей: уделить ему больше внимания, отвлечь от грустных дум, предположить, что родители заняты на работе очень важными делами, поделиться гостинцами, пригласить к этому ребёнку ребят из отряда. Сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким, заброшенным.
- Как поступить воспитателям (вожатым), если часть детей хочет идти в кино, а часть — нет?
Разделить сферу деятельности: один воспитатель (вожатый) идет с детьми в кино, а другой, с оставшимися детьми, занимается отрядными делами.
- Можно ли поручать укладывать детей другим воспитателям (вожатым), инструкторам?
Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.
- Когда можно общаться с воспитателями (вожатыми) из других отрядов?
Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.
- Как отвечать на вопросы руководства оздоровительного лагеря, заданные с глазу на глаз, относительно работы других членов коллектива?
Корректно переадресовать директора оздоровительного лагеря к тому, о ком задан вопрос.
- Как часто нужно пересчитывать детей в отряде?
Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию лагеря, во время прогулок, после возвращения с прогулок, перед купанием, во время купания, после купания — при каждом удобном случае.
- Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес воспитателя (вожатого) несправедливое замечание?
Выслушать и принять к сведению.
- Как не потерять своего напарника?
Стремиться разделять с ним ответственность за работу.
- Как поступить, если несправедливое замечание руководства высказано в адрес коллеги?
Вежливо переадресовать директора лагеря.
- Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?
Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.
- Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь мужа (жены), друга (подруги)?
НЕТ. Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.
- К кому следует обратиться студенту-практиканту в случае, если он считает, что руководство оздоровительного лагеря его не понимает?
К руководителю педагогической практикой.
- Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?
Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.
- Можно ли отпускать ребёнка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?
Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.
- Как помочь ребёнку, переживающему горе?
Дать ребёнку возможность выговориться, излить своё горе; если он замкнулся, вызвать его на разговор. Выслушать ребёнка. Рассказать о своём пережитом горе. Эмоционально откликнуться на его чувства. Не оставлять его одного.
- Как помочь ребёнку из проблемной семьи?
— Относитесь к нему справедливо.
— Попытайтесь увидеть и понять те его переживания, которые скрываются за фасадом вызывающего поведения.
— Если вы на него сердиты, скажите, что это ваша реакция на вполне определённые его действия, а не на него самого.
— Хвалите его за любой положительный поступок, каким бы незначительным он ни был.
— Помогите другим детям лучше понимать его чувства.
- Если студенту-практиканту не нравится оздоровительный лагерь, может ли он самовольно поменять его?
Нет.
- Если студента-практиканта уволили с работы в оздоровительном лагере до окончания срока практики, к кому он должен обратиться?
К руководителю педагогической практикой и незамедлительно.
- Что делать, если воспитателю (вожатому) кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?
Срочно обратиться к врачу.
72. Если необходима помощь, то нужно обратиться к руководителю педагогической практикой.
- Следует ли привлекать к отстаиванию прав и интересов студентов-практикантов их родителей или законных представителей?
Нужно учиться отстаивать свои интересы самостоятельно.
- Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?
Старших детей привлечь к работе с младшими.
- Можно ли курить в присутствии детей?
Нет.
- Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальниках?
Нет. Это неэтично.
- Может ли оценка за педагогическую практику, выставленная директором оздоровительного лагеря, не совпадать с итоговой оценкой, выставленной руководителем практики?
Да, может.
- Что служит критерием для выставления итоговой оценки по летней педагогической практике?
Отношение студента-практиканта к выполнению своих обязанностей, качество его работы.
- Как быть, если ребёнок убежал?
Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом директору оздоровительного лагеря.
- Нужно ли воспитателю (вожатому) в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?
Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.
- Как быть, если у директора оздоровительного лагеря и воспитателя (вожатого) разные взгляды на воспитание?
Стремиться к взаимопониманию.
- Может ли директор в оздоровительном лагере перекладывать свои обязанности на воспитателей (вожатых)?
Может, в экстремальных ситуациях.
- Как поступить, если воспитатель (вожатый) не понимает требований директора оздоровительного лагеря?
Если непонимание связано с нарушением трудового кодекса, основ техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей, освободить воспитателя (вожатого) от занимаемой должности
- Какие вопросы желательно выяснить воспитателю (вожатому) у директора оздоровительного лагеря при первой встрече?
— Время оплаты труда: даты, условия вычетов.
— Способы расторжения контракта: по сроку, в результате нарушений, по иным причинам.
— Время отдыха: ожидаемое количество дней, планирование отдыха, временная нетрудоспособность.
— Курение.
— Пользование собственным автомобилем.
— Правила поведения в оздоровительном лагере для воспитателей (вожатых): посещение родственниками, выход за территорию и т. д.
— Действия администрации, которые могут быть предприняты в случае плохого отношения к кому-либо из детей или сексуальным домогательствам по отношению к ним.
- Что делать воспитателю (вожатому), если директор оздоровительного лагеря не отчисляет ребёнка из лагеря при наличии, по мнению воспитателя (вожатого), особых для этого причин?
1) Написать докладную на имя директора лагеря, обстоятельно изложив все факты.
2) Важно помнить, что вызов ребёнка к директору — это крайняя мера наказания.
3) Если директор лагеря не удовлетворяет требований воспитателя (вожатого), нужно постараться понять причины, спросив его об этом в отсутствие ребёнка.
- Какие данные могут служить исходными при планировании работы воспитателя (вожатого)?
План-сетка лагеря.
- Каковы профессиональные хитрости при составлении плана воспитательной работы в лагере?
План работы необходимо корректировать каждый день, в зависимости от погоды и с учетом интересов детей. Лучший план работы — план, составленный детьми с подсказки вожатого (если они не противоречат задачам воспитания).
- Что может повлиять на настроение ребёнка?
Абсолютно все. Вспомните себя ребенком.
89. На штатные должности в лагерь принимаются лица, достигшие 18 лет.
- Какой вид трудового договора (контракта) заключается на период работы в оздоровительном лагере?
Срочный.
- Какие документы представляются при устройстве на работу?
- Паспорт.
- Документы, подтверждающие профессиональное образование.
- Медицинская (санитарная) книжка, заполненная в установленном порядке.
- Трудовая книжка либо справка с места работы (учебы).
- Страховое пенсионное свидетельство. (Россия)
- Личный ИИН.
- Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?
Воспитатель (вожатый) должен особенно внимательно следить за такими детьми.
Действия педагога могут быть следующими:
— не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
— уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
— подложить под ноги ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.
- Что делать, если ребенок боится темноты?
Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он глупый и маленький. Не высмеивайте, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого — вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его и весело посмейтесь над этим.
- Следует ли иметь план работы отряда на смену (на день), если этого не требует руководство?
Да, обязательно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.